Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) «Сухопутные» произведения В 1860-е годы Айвазовский расширил тематику своего творчества, обратившись к «сухопутным» сюжетам. Этот шаг не был неожиданным. Как раз в это время обвинения его в том что он умеет писать только «волны», стали общим местом, и художнику потребовалось доказать, что его дарование вполне универсально. Вопрос — доказал ли? Художник создает множество картин, где главной темой выступали степи и горные виды. Южные степи Малороссии давно очаровывали живописца (ещё со времён его первого путешествия в Петербург). В этих картинах зритель обнаружит лучшие черты, присущие морским пейзажам Айвазовского: виртуозное построение перспективы, прозрачность и изысканность палитры, романтическую взволнованность. И все же — эти образы явно уступают созданным им образам морской стихии. В 1868 году Айвазовский предпринял путешествие на Кавказ, тоже отразившееся в нескольких его полотнах, — в частности, в работе «Аул Гуниб в Дагестане» (изображение №1). И здесь эхо романтизма звучит вполне естественно. Это вполне закономерно, если не забывать, что с Кавказом вообще связано рождение романтизма в русской культура (и особенно — в литературе).