Одна из самых устойчиво повторяющихся реакций на описания разных "нехороших" чувств - совет мне в стиле "вам нужно проработать это с психологом". Даже если я пишу про переживания как таковые, не признаваясь, что их испытываю (а они все есть у меня - и ревность, и зависть, и обида, и ненависть, и "похоть", не говоря уже о стыде или вине) - все равно советуют. Вот "проработаю" я все эти чувства - и стану гладеньким, розовеньким, пушистеньким и без всей этой гадости. Так вот - не стану. Чтобы вообще, начисто избавиться от потенциальной зависти, мне нужно полностью отказаться от каких-либо желаний или претензий, уйти в пещеру и жить одиночкой - а то не дай Бог увижу кого-нибудь и чему-нибудь не позавидую. Чтобы никогда никого и ни за что не ревновать - нужно научиться устанавливать такие отношения, в которых мне плевать на то, есть ли рядом со мной партнер и как он ко мне относится. Разумеется, его/ее потеря - вообще не вопрос, пусть "теряется". Чтобы не обижаться - не иметь никаких ожиданий в отношении близких, что они будут хорошо ко мне относиться (пусть что хотят, то и творят). И так далее - полная зачистка человеческой натуры до ангельской. Ну, она, в общем-то, возможна в виже жесточайшей внутренней цензуры на обнаружение в себе этих нехороших чувств. Мне нравится идея, что у человека можно выделить три степени свободы. Первая - свобода мыслей и переживаний. В моем внутреннем мире возможные (ну, в идеале, конечно же) любые чувства, состояния, мысли, идеи, фантазии - от "райских" и "чистых" до самых адских и "грязных" (критерии у них, конечно же,свои). Коктейль из разных реакций, нередко противоречащих друг другу. Иногда даже может быть полная пустота и тишина. Из этого всего складывается мой внутренний ландшафт, территория моего "Я". Часть всё равно неизбежно вытесняется и прячется в бессознательном - это своего рода ямы, в которые неожиданно проваливаешься иногда даже на ровном месте. Вторая степень свободы - она более узкая, чем первая, ее можно назвать "свобода слова". Из всего пространства вариантов, который дает первая, условно-неограниченная степень, выбирай то, что, как и кому говорить. В отличие от мыслей, при говорении важно учитывать форму выражения своих идей и контекст, в котором это происходит. Третья степень свободы: подумай, прежде чем что-то сделать. Она еще уже, чем вторая, но это помогает не превращаться в импульсивно реагирующего на любой раздражитель механизм. Это, конечно же, в идеале - вряд ли кто-то достиг стройности в этом вопросе. Вся энергия, весь этот бурлящий котел жизни, заключена в первом слое, и чем больше цензурировать его (клеймя позором, навешивая клички вроде "инфантильные чувства" или размахивая "зрелой личностью" как мерой всех вещей) - тем меньше останется на выходе, в виде действия. Психотерапевтический процесс в моем понимании заключает в себе, помимо многого другого, изучение этого первого слоя (иногда через "подсказки", которые проявляются в словах, в молчании, в действиях или в телесных реакциях). А изучение как раз требует того, чтобы заглядывать за разного рода цензурные перегородки, спускаться в ямы (иногда выгребные) - и таким образом освобождать все больше и больше энергии, заключенной за шторками. Причем она не означает вседозволенности в стиле "что хочу, то и ворочу, у меня есть желания и я их все подряд начну воплощать". Разорвет на части. "Проработка" (то бишь осознавание и изучение) своего внутреннего мира - это не избавление, а освоение - да-да, освоение ревности, зависти, обиды и прочих переживаний: что за ними стоит, о чем они мне говорят, какую хорошую, подходящую мне форму найти для их выражения или реализации (и находить ли вообще). В результате "плохих" чувств может стать меньше - просто потому, что что-то из того, что стояло за ними, признано и названо, оплакано и присвоено или отпущено, выражено или реализовано в той форме, которая не разрушает ни меня, ни других (ну, желательно). Или меньше поводов для них - как следствие реализации нами себя. Исчезнут ли они вообще? Сомневаюсь.

Теги других блогов: психология саморазвитие эмоции